Тест-драйв лифтбека Skoda Rapid с турбомотором 1.4 TSI – обзор и фото нового Шкода Рапид от Am.ru

Автожурнал

Чешский особый: тест Skoda Rapid
Чешский особый: тест Skoda Rapid
09:57, 08 окт. 2015
Текст и фото: Антон Ширяев
Skoda Rapid выделяется на фоне конкурентов по бюджетному сегменту B+ и типом кузова, и наличием в гамме версии с современным мотором и коробкой. Мы познакомились с такой машиной, чтобы выяснить, что скрывает особый чешский рецепт.
Технически Rapid – это седан Polo с кузовом лифтбек. Спереди стойки McPherson, а сзади простая скручивающаяся балка. Впрочем, при правильных настройках и такая схема может дарить удовольствие от вождения.

Последнее пятилетие изменило наше представления о «бюджетниках» класса В+. Ещё 10 лет назад под этим понятием понимались либо устаревшие модели вроде Daewoo Nexia и Chery Amulet, либо пусть и современные, но не дотягивающие до самых высоких стандартов машинки наподобие Hyundai Accent и Renault Logan. Всё изменилось с почти одновременным выходом на рынок Hyundai Solaris и Volkswagen Polo Sedan. Симпатичные, современные, предлагающие вполне взрослые опции, эти машины тщательно скрывают тот факт, что их создатели где-то экономили. Да, жёсткий пластик, да, пустая как барабан базовая комплектация, но в США, например, всё то же самое можно сказать и про культовый RAM или Chevrolet Tahoe.

Помимо турбомотора 1.4 TSI, на Rapid устанавливается атмосферный 1.6, производство которого стартовало в Калуге.

Неудивительно, что все конкуренты, появившиеся вслед за корейским и немецким бестселлерами, также пытались выглядеть более цивильными. Другой разговор, что не у всех это получилось. Ни Chevrolet Aveo и Cobalt, ни Peugeot 301 и Citroen C-Elysee так и не смогли стать хитами рынка. А вот нашей сегодняшней героине повезло больше. Пусть Skoda Rapid и заметно уступает своему немецкому собрату, с которым делит платформу, но и провалом её рыночный результат не назвать. И после двух недель вместе с чешским лифтбеком у нас есть теория на этот счёт. Но обо всём по порядку.

Бюджетность Rapid проявляется не только в жёсткой подвеске, но и в минимальной шумоизоляции – на скорости шумят шины, гудит двигатель, разве что ветра не слышно, благодаря отличной аэродинамике.

Objednavky

Если вы думаете, что чешское слово «объеднавки» как-то связано с обжорством или хотя бы обеденным временем, то ошибаетесь. Это всего лишь порядок. Да-да, тот самый пресловутый «орднунг», о котором сразу вспоминаешь, когда речь заходит о машинах концерна VAG. Дизайнеры Rapid, естественно, тоже не позволяли себе лишнего. Страшно представить, как сдерживал себя шеф-дизайнер Skoda Йозеф Кабань, ведь до Skoda он трудился в... Bugatti, и Veyron – его рук дело.

И всё же чешский порядок куда человечнее немецкого, как и слово «объеднавки» звучит куда дружелюбнее «орднунга». Наш Rapid в тёмно-синем цвете несколько теряет по сравнению с лифтбеками выкрашеными в более светлые оттенки вроде фирменного небесно-голубого, как у Octavia L&K, побывавшей у нас на тесте весной этого года, но всё равно выглядит симпатично.

Несмотря на то, что отцом дизайна Rapid считается Йозеф Кабань, первый скетч был создан Максимом Шкиндером из Энергодара, Запорожской области.

Правильные пропорции, ниспадающая линия крыши, аккуратный задний спойлер на кромке пятой двери, слегка подрезанные снизу фары головного света – пусть Rapid и похож на старшую Octavia, но всё же имеет собственное лицо, что не всегда можно сказать про модели Volkswagen. Внутри всё ещё более строго, но тут строгое следование стилю старших моделей даже играет на руку Rapid – машина воспринимается полноценным участником семейства Skoda, а не каким-то бедным родственником для рынков стран третьего мира. Конечно, пластик повсюду жёсткий, но если его не щупать, то об этом и не узнаешь. На вид и запах – этот тот же дорогой материал, что используется в Octavia и Superb. А в остальном Rapid, особенно в дорогой комплектации, это хай-класс.

Такой руль уместнее бы смотрелся на RS-модели, чем на бюджетном Rapid. Впрочем, с мотором 1.4 TSI лифтбек не тянет на бюджетность ни ценой, ни ездовыми манерами.

Идеальная эргономика, жёсткие и плотные кресла, красивый и ухватистый руль со скошенным по хорде ободом. А какая на руле кожа! Кому вообще взбрело в голову называть эту машину бюджетником? К тому же на месте все «шкодовские» фишки концепции Simply Clever: скребок на обратной стороне крышки горловины бензобака, жёсткие карманы в багажнике, всевозможные сеточки и крючочки для фиксации багажа в немалом грузовом отсеке. Кстати, о пространстве. Формально мы относим Rapid к сегменту B+, но в младшей Skoda куда больше плюса, чем сегмента B.

Простые, понятные и опрятные приборы. Критики достойны лишь слишком частые риски циферблатов.

Удивительно, но по размерам Rapid превосходит первую Octavia, которую в конце 90-х хитрые продавцы даже пытались выдать за D-класс, хотя формально и тогда, и сейчас она относилась к сегменту С. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у Rapid очень много места сзади (и по ногам, и по голове), а багажник просто титанических размеров. Что говорить, если в нём поместился фотограф в положении сидя вместе с камерой, установленной на штативе, когда мы по производственной необходимости использовали Skoda в качестве камера-кара. Так что с этой точки зрения, Rapid – настоящая мечта дачника или таксиста. Но не отпугнут ли его ездовые манеры чешского лифтбека?

ЖК-дисплей мультимедиа системы – тачскрин, причем радиостанции можно пролистывать одним взмахом руки, как на планшете.

Choditko

Обычно слово «бюджетник» подразумевает не самую современную агрегатную базу, заточенное под плохие дороги шасси и компромиссную управляемость. Но всё это не про Rapid, потому что Skoda – настоящий «ходитко» (с ударением на «и»), скороход. Под капотом нашего лифтбека установлен турбомотор 1.4 TSI, работающий в паре с 7-ступенчатым «роботом» DSG и парой сухих сцеплений. Если эта комбинация превращает во вполне бодрые машины даже более крупные Octavia и Jetta, то что говорить о Rapid! А говорить не надо, надо гонять, вновь и вновь наслаждаясь сочной тягой в 200 Нм, слушая приятный рокот турбомоторчика и заставляя удивляться соседей по потоку на куда более мощных по паспорту машинах.

Сиденья простенькие на вид, но наполнитель плотный, профиль удачный, а диапазоны регулировки велики. Сзади Rapid радует запасом пространства для ног, которого ожидаешь от машины классом выше.

Гонять на Rapid с DSG нужно ещё и потому, что в любом другом режиме езды роботизированная коробка (особенно если селектор переведён в D, а не в S) страсть, как любит, повышенные передачи. В итоге вы плетётесь в городе на шестой или седьмой, обороты двигателя не превышают 1500 об./мин., расход топлива становится символическим, но любая необходимость резко ускориться приводит машину в состояние лёгкого замешательства. Пока вы нажмёте газ, пока коробка скинет две, три, а то и четыре передачи, пока турбомотор раскрутится... вполне возможно, что момент для разгона будет уже упущен. В общем, типичный современный продукт VAG.

Багажник не только самый большой в классе, но и с самым простым доступом. Огромное число опционных сеточек, крючков и креплений для поклажи облегчает перевозку. К сожалению, погрузочная высота великовата из-за выступающего бампера.

К сожалению, шасси не всегда готово поддержать задор двигателя. Как и многие куда более мощные «ВАГи», Rapid отчаянно буксует, если совместить поворот руля, подачу топлива и хотя бы слегка влажный или холодный асфальт. Тяга нарастает лавинообразно и на небольших оборотах двигателя, а лёгкий моторчик не достаточно нагружает переднюю ось. А ведь пробуксовка – это не только потерянное время и стёртые шины, но и повышенная нагрузка на DSG, которая в версии с 7 передачами и сухими сцеплениями никогда не отличалась живучестью. Вторая проблема – европейские настройки шасси. На высокой скорости Rapid дарит настоящий кайф от управления, даже близко недоступный никому из конкурентов. Плотная подвеска, допускающая лишь небольшие (по меркам сегмента, конечно же) крены, чуткая педаль газа, наполненный усилием руль.

В топовой комплектации Rapid оснащён четырьмя подушками безопасности, а за доплату в 18 800 руб. можно оснастить машину и занавесками. В итоге у Skoda пятизвёздочный рейтинг EuroNCAP.

Причём последний избавлен от ещё недавней фирменной черты всех «ВАГов» – пустоты в нуле и резкого нарастания усилия при повороте на угол в 20-25 градусов. Поэтому на закрученных Подмосковных дорожках вроде Рогачёвского шоссе не нарушать на Rapid скоростной режим невозможно. Сочетание такого шасси, коробки и двигателя не дарит ни одна другая машина в сегменте. Вот только нужно ли это клиенту? Те самые дачники и таксисты, наверняка, бы предпочли непробиваемую подвеску, неубиваемый «автомат» и простой атмосферный мотор с распределённым впрыском. «Вкусная» управляемость Rapid им не нужна, а непробиваемостью в манерах Skoda и не пахнет. Подвеска по-европейски жёсткая, а хода подвески на отбой будто бы и нет вовсе: в каждую крупную кочку Rapid обрушивается с грохотом, даже если поддерживать высокую скорость. А ничего другого и не остаётся, ведь на небольших скоростях Skoda готова вытрясти всю душу. 

Профиль шин достаточно высокий, но это не добавляет машине плавности хода – крупные ямы отзываются грохотом подвески.

Cizinec

Так что, если Volkswagen и Hyundai гордо заявляют, что Polo и Solaris «созданы специально для России», хотя это и не совсем так, то Rapid – настоящий «сизинец». То есть иностранец. Впрочем, так оно и есть, и не только исходя из ездовых манер и набора силовых агрегатов. Ведь седан Polo создавался с прицелом на растущий рынок Индии, а Solaris под именем RB неплохо себя чувствует в Китае. Rapid же доступен европейским покупателям. Да, он попроще европейского Polo, но так и бренд Skoda занимает в семье VAG самую нижнюю ступень.

Топовый Rapid стоит больше миллиона рублей, при этом в списке опций появляются такие позиции, как ксеноновые фары, запуск двигателя кнопкой, продвинутая аудио-система, навигационная система... Бюджетником и не пахнет!

Поэтому воспринимать Rapid, тем более с топовым мотором, как альтернативу «бюджетникам», я бы не стал. Скорее эта машина предназначена для тех, у кого нет денег на Octavia, а большой европейский и главное новый лифтбек очень хочется. Ну, или хочется Skoda в богатой комплектации, а денег на хорошо укомплектованные Octavia нет. И, конечно, Rapid с турбомотором не предназначен для людей старшего поколения. Это самый что ни на есть молодёжный автомобиль, который стильно выглядит, быстро едет, классно управляется. А большой багажник нужен ему не для того чтобы возить картошку, а чтобы довести шашлык, мангал и палатки до ближайшего водохранилища или сноуборд до соседнего склона. 

Технические характеристикиSkoda Rapid 1.4 TSI
Тип двигателяБензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Рабочий объём, см³1390
Число цилиндров4
Число клапанов16
Макс. мощность, л.с/об.мин.125/5000
Макс. момент, Нм/об.мин.200/1500-4000
ТрансмиссияРоботизированная, 7-ступенчатая
Тип приводаПередний
Передняя подвескаНезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаПолузависимая, пружинная, торсионная балка
ТормозаПередние дисковые вентилируемые и задние дисковые
Габариты (ДхШхВ), мм4483x1706x1474
Колёсная база, мм2602
Дорожный просвет, мм170
Снаряженная масса, кг1230
Максимальная скорость, км/ч206
Разгон до 100 км/ч, с9,5
Расход топлива (комб.), л/100 км5,8
Объём багажника, л530
Объём топливного бака, л55
Размер шин185/60 R15
Цена, руб.от 810 000 руб.
Текст и фото: Антон Ширяев
Тест-драйвы
Skoda
Rapid
Материалы по теме
Выбираем Skoda Rapid с пробегом
16:30, 11 янв. 2018
Skoda отзывает 43 151 автомобиль из-за DSG
17:03, 13 мар. 2017
16 тысяч за новые фары «Октавии»
10:10, 12 янв. 2017
Новый отзыв VW в России
18:18, 23 нояб. 2016
Материалы по теме
Выбираем Skoda Rapid с пробегом
16:30, 11 янв. 2018
Skoda отзывает 43 151 автомобиль из-за DSG
17:03, 13 мар. 2017
16 тысяч за новые фары «Октавии»
10:10, 12 янв. 2017