Выбираем подержанную Lada 4x4 - читать на Am.ru

Автожурнал

Выбираем подержанную Lada 4x4
Выбираем подержанную Lada 4x4
17:00, 13 сент. 2016
Текст: Сергей Удачин; Фото: компании-производителя
Перечисляем «слабые места» одного из самых популярных российских внедорожников, опираясь на опыт его владельцев, и советуем, на что обращать внимание при покупке такой машины с пробегом.

Russian off-road vehicle

Так порой называют нашу «Ниву», а ныне Lada 4x4, за границей, где компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом, с «понижайкой» и блокировкой межосевого дифференциала известен уже не одно десятилетие. Модель довольно популярна за рубежом благодаря своим способностям на бездорожье, комфортабельному салону, а главное - невысокой цене.

«Нива» была и остаётся самой экспортируемой моделью «АвтоВАЗа». Из пары миллионов таких внедорожников, выпущенных за первые 30 лет их производства, четверть – отправились на экспорт в более чем 100 стран мира. Поэтому «Ниву» можно запросто встретить в Европе и Австралии, в Японии и Канаде, а также в странах Латинской Америки. За её многочисленные достоинства любят машину и в России. Особенно в регионах, где востребованы приличный дорожный просвет и хорошая проходимость, а также ценятся доступные запчасти и ремонтопригодность.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Lada 4x4 давно и прочно держится в верхней части списка самых продаваемых новых легковых автомобилей в России, гарантированно входя то в Топ-10, то в Топ-15. Востребован внедорожник и на вторичном рынке. По данным аналитиков, регулярно проводящих исследования остаточной стоимости массовых автомобилей, Lada 4x4 является самой медленно дешевеющей с возрастом машиной. При этом, будучи как новой, так и с пробегом, она остаётся доступнее большинства внедорожников и способна бросить им вызов за пределами асфальта.

Легенда

История «Нивы», также известной как ВАЗ-2121, насчитывает почти полвека. Модель была разработана ещё в начале 70-х годов в СССР и поставлена на конвейер в Тольятти 5 апреля 1977 года. Её проектировали для жителей «глубинки», где нужен был автомобиль повышенной проходимости с комфортом массовых легковых моделей. То есть альтернатива созданным совместно с «Фиатом» легковушкам. Таковой и стала «Нива», название для которой, кстати, её создатель Пётр Прусов составил из первых букв имён своих детей Натальи и Ирины, а также детей первого главного конструктора «АвтоВАЗа» Владимира Соловьёва — Вадима и Андрея.

Сохранив свою изначальную конструкцию практически без изменений, за несколько десятилетий модель была выпущена, в том числе небольшими тиражами, в десятках разных модификаций. Это ряд экспортных вариантов, включая праворульные, амфибии, кабриолеты, пикапы, бронированные, удлинённые («Фора» и «Кедр») и коммерческие исполнения, а также версии с различными типами двигателей, включая дизель Peugeot (на экспорт).

Наиболее существенные перемены произошли в жизни модели в 1993 году, когда вышел ВАЗ-21213 с новой задней частью кузова. У него были более современные вертикальные фонари, уменьшенная погрузочная высота багажника, а под капотом -  более мощный двигатель 1.7. 

Машину нарекли «Тайга». Однако название не прижилось, а 10 лет спустя (в 2004 году) внедорожник получил новое имя - Lada 4x4, используемое и по сей день.

В год выхода ВАЗ-21213 у «Нивы» появилась удлинённая на полметра модификация с дополнительной парой задних боковых дверей. Пятидверке присвоили индекс ВАЗ-2131, а её сборку наладили ограниченной серией на опытно-промышленном производстве (ОПП) «АвтоВАЗа». Длиннобазный внедорожник получил обозначение Lada 4x4 в 2006 году, а после закрытия ОПП с января 2016-го производство пятидверки перенесли на главный конвейер, где также собирают седаны Lada Priora.

Вторая волна улучшений «настигла» модель в период с 2009 по 2011 годы. За это время внедорожник получил новую светотехнику, другие приборы, боковые зеркала, обивку салона и узлы трансмиссии. А ещё к его названию приписали литеру «М» (ВАЗ-21214М). Часть деталей была унифицирована с Chevrolet Niva, а благодаря модернизации задней подвески автомобиль стал более устойчив на неровностях, и в частности на «гребёнке». Он позволял ехать по разбитым дорогам довольно быстро.

Последнее глобальное обновление трёхдверный внедорожник Lada 4x4 получил в октябре 2014 года, когда вышло его исполнение Urban. Оно отличается улучшенной шумоизоляцией, тремя новыми цветами металлик для окраски кузова, кондиционером, электроприводом стёкол и зеркал, а также легкосплавными дисками и более симпатичными пластиковыми бамперами. У пятидверки версия Urban с такими же изменениями появилась в начале 2016 года, и Am.ru уже успел с ней познакомиться лично в ходе тест-драйва.

Выбор не велик

Разнообразием кузовов и силовых агрегатов российский внедорожник не блещет. Массово автомобиль производился с 3- или 5-дверным кузовом, а двигатель в основном был один – 1.6 от «шестёрки» до 1993 года и 1.7 после. Также выпускались небольшими партиями машины с мотором 1.8. Проанализировав предложения о продаже подержанных Lada 4х4, опубликованные на сегодняшний день в интернете, мы выяснили, с какими типами кузовов и двигателями эта модель лучше всего представлена на вторичном рынке в нашей стране.

Наиболее популярными у нас ожидаемо оказались короткобазные трёхдверки, которые выпускаются намного дольше других версий. На их долю приходится 84%. На вытянутые Lada 4x4 остаётся 16%. Что же касается силовых агрегатов, то абсолютное большинство тольяттинских внедорожников с пробегом предлагаются с двигателем 1.7 (87%), незначительная часть встречается с мотором 1.6 (10%), а вот автомобили с бензиновой «четвёркой» 1.8 придётся поискать (3%). Машины с 75-сильным дизелем Peugeot в расчёт не берём, потому что их в продаже сотая доля процента от общей массы – можно перечесть по пальцам.

О кузове

Поскольку у Lada 4x4 несущий кузов, то коррозия и повреждения металла губительны для этой машины. Днище и лонжероны являются её основой, и их деформация может сказаться на характеристиках внедорожника, его управляемости, а также и без того не очень высокой безопасности. Так что этим частям кузова при осмотре следует уделить особое внимание и для принятия решения о покупке машины стоит руководствоваться в первую очередь результатами их осмотра, а также отсутствием ржавчины и ремонтов в целом.

Выверните до упора руль и загляните в колёсные арки. Нет ли рыжего налёта, а главное трещин и разрывов металла на силовых элементах кузова слева и справа от мест крепления верхней опоры пружин подвески. Машину с большими или многочисленными трещинами на лонжеронах, а также со следами сварки лучше не брать. 

С только появляющимися дефектами автомобиль возможно проходит ещё 50-60 тысяч километров до того, как потребуется их ремонт. Но без выездов на экстремальное бездорожье.

Косвенно плохое состояние лонжеронов также можно выявить на ходу - при проезде неровностей слышны характерные щелчки кузова. Также на проблемы с металлом могут указать деформации крыльев автомобиля, или их отслаивание от кузова в районе передних стоек крыши. Кстати, осматривать лонжероны, в том числе снизу из-под машины, следует у любой «Нивы» независимо от её пробега. У совсем «свежих» экземпляров они тоже могут потрескаться или лопнуть, например, после прыжков по бордюрам или попадания в большие ямы на скорости.

Не забудьте заглянуть под пороги и убедиться в целостности мест крепления реактивных тяг подвески автомобиля. Там же под днищем стоит оценить состояние металла креплений раздаточной коробки и коробки передач. Плохо, если их заваривали. Даже из-за небольшого изменения мест крепления положения трансмиссии она может начать вибрировать на ходу и потребует регулировки. Признаки побывавшего в ДТП внедорожника лучше поискать в подкапотном пространстве на арках под запасным колесом – там они, как правило, хорошо видны.

При осмотре машины также помните, что без регулярных дополнительных обработок нижней части и скрытых полостей кузов «Нивы» особенно подвержен коррозии. Из видимых его элементов от неё страдают в первую очередь пороги, крылья и днище. Даже при наличии антикора или антигравийного покрытия внизу машины приглядитесь, не проступает ли сквозь него где-то рыжий налёт. В подозрительных местах лучше простучать кузов, чтобы понять жив ли металл (звонкий звук), или он уже превращается в труху (глухой звук).

О двигателях

Наиболее часто встречающиеся под капотом Lada 4x4 двигатели – рядные карбюраторные бензиновые «четвёрки» 1.6 мощностью от 80 до 82 сил, а также карбюраторные (82 л.с.) и инжекторные (83 л.с.) моторы 1.7. Редко, но всё же попадаются в продаже «Лады» с двигателем 1.8 мощностью 84 силы, который собирали на ОПП «АвтоВАЗа». Все три мотора - с надёжным цепным приводом ГРМ - знакомы по тольяттинской «классике». При должном уходе они могут проходить до капитального ремонта вдвое больше гарантированных производителем 125 000 км.

Наиболее частые проблемы этих двигателей – перегрев, троение и повышенный износ распредвала. При нерегулярной замене или использовании дешёвого, неподходящего масла изнашиваются цилиндры. При этом в них падает компрессия, что может потребовать переборки поршневой группы. Стуки в двигателе могут означать необходимость регулировки клапанов, которая должна проводиться каждые 7-10 тысяч км.

Детонация говорит о необходимости регулировки зажигания или нагаре в камере сгорания. Стуки и звоны работающего мотора в любом случае сигнализируют о проблемах. Будь то умирающий подшипник помпы стоимостью 900 рублей, успокоитель или натяжитель цепи за 85 и 550 рублей соответственно, либо коренные подшипники. Поэтому всё же лучше доверить диагностику мотора специалистам. Но и вы на месте, конечно, можете сделать его предварительный осмотр, чтобы понять, имеет ли смысл везти автомобиль в сервис.

Открыв капот, посмотрите на теплоизоляцию на его обратной стороне. Грязь, потёки, брызги масла и антифриза в целом охарактеризуют состояние силового агрегата. На двигателе не должно быть течи масла и антифриза в районе радиатора, и особенно в нижней части, где находится коленвал. Иногда для её устранения требуется лишь подтянуть хомуты крепления, а порой из-за коррозии нужна полная замена, например, радиатора стоимостью от 2000 рублей, треснувшего расширительного бачка от 150 рублей или переборки двигателя с герметиком и новыми прокладками.

О недавнем ремонте и даже снятии двигателя вам подскажут два патрубка вентиляции картера толстый и тонкий. А точнее их расположение. Обычно они лежат прямо поверх клапанной крышки двигателя. Если их переместили или вовсе убрали вниз, то двигатель разбирали. А покупка машины после недавнего ремонта мотора может сулить неприятности и непредвиденные траты. Открутите крышку маслозаливной горловины. Оцените на вид и запах масло на её обратной стороне или на щупе уровня. В нём не должно быть белой и рыжей эмульсии или избытка сажи, а также резкого запаха гари. Их наличие – признак проблемного двигателя.

А ещё загляните под машину на место соединения мотора с коробкой передач. Если там подтекает масло, то возможно изношен задний сальник коленвала, который сам по себе стоит от 55 рублей, но его замена со снятием сцепления выльется в куда большие деньги и время на ремонт. Если всё чисто и сухо, а двигатель работает ровно, без посторонних шумов и звуков, то возможно вам повезло найти достойную машину.

О трансмиссии

На Lada 4x4 ставилась безальтернативная четырёхступенчатая поначалу и пятиступенчатая впоследствии механика. По мнению многих владельцев внедорожника, сломаться в ней может всё что угодно: подшипники стоимостью от 200 до 1400 рублей, шестерни и муфты синхронизаторов передач по 200-800 рублей и 800-900 рублей соответственно. А ещё из коробки может потечь масло – как через изношенные сальники, так и через плохо притянутые прокладки. Поэтому при покупке автомобиля обязательно проверьте работу коробки на ходу. Все передачи должны включаться без лишних усилий, и их не должно выбивать. Не допустимы хрусты, шумы, сильный гул и иные нехарактерные звуки. И, конечно же, загляните под машину – не подтекает ли коробка.

Также на ходу важно проверить работу раздаточной коробки – перед началом движения включив её и затем проехав на всех передачах. Убедитесь, что включается и отключается блокировка дифференциала. Рычаги трансмиссии не должно выбивать во время движения. Сильные вибраций, посторонние шумы, хрусты или скрежеты подскажут о необходимости ремонта трансмиссии. А запотевающие, подтекающие сальники или разбитые крестовины карданных валов помогут окончательно определиться с симпатиями к выбранной машине.

Остальное

При осмотре понравившейся Lada 4x4 обратите внимание на её колёса и шины. Для автомобиля с постоянным полным приводом все они должны быть одинаковыми по размерам, параметрам, характеристикам и даже протектору, чтобы не навредить трансмиссии. Разные колёса, разный размер шин или сильный износ на отдельных покрышках – повод отказаться от дальнейшего осмотра внедорожника и перейти к поиску других вариантов.

Возможно, что владелец внедорожника просто снял комплект красивых колёс, чтобы продать автомобиль на простых и дешёвых. Но где гарантии? Ведь и в этом случае вам придётся как минимум покупать четыре новых одинаковых колёса с покрышками не меньше чем за 20 000 рублей, а может быть ещё и ремонтировать раздаточную коробку стоимостью от 22 000 рублей. И то и другое влетит в копеечку, а при наличии большого выбора таких внедорожников в продаже на это точно не стоит тратить время и деньги. Лучше уж сразу найти подходящий вариант без существенных недостатков, и не требующий вложений.

Выбирая Lada 4x4, прислушайтесь к работе подвески на ходу. Если спереди или сзади от колёс слышен гул, то возможно скорой замены потребуют ступичные подшипники стоимостью 300-1000 рублей за каждый. Не долго на наших дорогах, и тем более на бездорожье служат амортизаторы стоимостью по 500-600 рублей за каждый. Будьте готовы к тому, что менять их вам придётся раз в 30 000 км. Поэтому не лишним будет осмотреть эти детали на предмет подтекания и при необходимости их замены попросить скидку у продавца. Также при выборе тольяттинского внедорожника нужно проверить состояние ШРУСов, стоимостью от 900 рублей. Вывернув колёса, осмотрите их пыльники, убедитесь, что они целые, и из них не подтекает смазка. Если при начале движения с таким положением руля вы услышите треск в районе колёс – просите скидку на новые ШРУСы. Их по два на колесе (внутренние и внешние)!

Почём?

Разброс цен на Lada 4x4 огромен и составляет от 30 000 рублей за старые или требующие ремонта машины до 800 000 рублей и выше за подготовленные к бездорожью вездеходы. Однако всё, что стоит меньше 100 000 рублей – это «гаражное хобби» для любителей ремонта своими руками с большим количеством свободного времени и собственным гаражом. Всё, что стоит больше 400 000 рублей – приближается уже к стоимости новой машины (от 425 700 рублей), а значит теряет всю экономическую целесообразность. Кому нужен автомобиль с пробегом по цене нового или дороже?

Приличные экземпляры трёхдверных Lada 4x4 в возрасте до 5 лет, с пробегом до 100 000 км и с одним владельцем в ПТС можно подыскать от 200 000 рублей. Аналогичные по состоянию длиннобазные пятидверки обойдутся минимум в 240 000 рублей. Более свежие и молодёжные «Урбаны» пока представлены довольно скромно на вторичном рынке. Причём вышедших в этом году пятидверок с пробегом вы, скорее всего, не найдёте, а вот трёхдверки в продаже они встречаются. За короткобазную Lada 4x4 Urban с вас попросят не меньше 400 000 рублей.

Наш выбор

По мнению редакции Am.ru, Lada 4x4 довольно неплохой по своим характеристикам автомобиль для дачников, охотников, грибников и рыболовов. И лучше, если они живут за городом, поскольку в мегаполисах такой внедорожник не нужен, а зачастую и вовсе бесполезен. Особенно с длинной колёсной базой. Он неповоротлив, прожорлив, да и двигатель у этой модели слабоват. Держаться в динамичном городском потоке внедорожнику не просто. К тому же безопасность модели оставляет желать лучшего. А вот за городом или в сельской местности на плохих покрытиях, да при невысоких скоростях Lada 4x4 – королева дороги.

И для такой эксплуатации, если машина нужна только для того, чтобы добраться до места охоты, рыбалки или отдыха на природе без преодоления экстремального бездорожья, мы отдаём предпочтение более комфортной и просторной пятидверке. Если же от автомобиля потребуется максимум его внедорожных возможностей, то наш выбор – трёхдверка. У неё короткая база и лучшая геометрическая проходимость. В обоих случаях можно подобрать ухоженный автомобиль в возрасте до 5 лет с небольшим пробегом за 200 000 – 300 000  рублей.

Текст: Сергей Удачин; Фото: компании-производителя
Выбираем Б/У
Авторынок
Внедорожники
Практика
ВАЗ (Lada)
4x4
Материалы по теме
Lada 4x4 получит обновки к юбилею
11:00, 12 янв. 2017
Самая выгодная Lada
10:00, 13 сент. 2016
Vesta и 4x4 Urban подорожали
11:40, 20 окт. 2016
Доплата за юбилейную «Ниву» составит 51 000 рублей
17:55, 25 апр. 2017
Материалы по теме
Lada 4x4 получит обновки к юбилею
11:00, 12 янв. 2017
Самая выгодная Lada
10:00, 13 сент. 2016
Vesta и 4x4 Urban подорожали
11:40, 20 окт. 2016