Сравнительный тест-драйв Lada XRAY с механикой и «роботом» от Am.ru

Автожурнал

Альтернативный путь: тест Lada XRAY
Альтернативный путь: тест Lada XRAY
18:14, 13 дек. 2016
Текст и фото: Антон Ширяев
XRAY – альтернативный путь развития «АвтоВАЗа», ведь она создана на французской платформе B0. Мы решили понять, насколько удачным получилось заимствование, а заодно выяснить, какая версия лучше: с мотором 1.6 и механикой или с 1.8 и «роботом».
Цены на XRAY стартуют с отметки в 589 000 руб. за хэтчбек с 1.6 (106 л.с.) и МКП в комплектации Optima. Мотор 1.8 (122 л.с.) в паре с механикой доступен минимум в более продвинутой версии Optima Advanced за 669 000 руб. Доплата за «робот» АМТ – 30 000 руб.

Попав под контроль альянса Renault-Nissan, «АвтоВАЗ» оказался на перепутье: российский производитель может превратиться в банальную сборочную площадку или остаться независимым производителем с собственным конструкторским бюро и полным циклом разработки машины, что называется, с листа. Но есть и промежуточный путь – создание собственных машин на глобальных платформах. В правление Бу Андерссона в Тольятти принялись реализовывать все три пути. На конвейере прописались «французы» Renault Logan и Sandero, «японец» Nissan Almera, а тольяттинские машины послужили базой для двух моделей японского бренда Datsun.

Первоначально 16-клапанный двигатель ВАЗ-21129 был доступен только в базовой версии Optima, а основная ставка делалась на мотор альянса Renault-Nissan, но курс Николя Мора на сокращение издержек заставил отказаться от него из-за низкой локализации (70%).

Не забыли и про собственные разработки – в кратчайшие сроки на основе наработок по так называемому «Проекту С» была создана полностью оригинальная Vesta. Наконец, на основе «логановской» платформы B0 была создан российский ответ на Renault Sandero Stepway – псевдокроссовер XRAY.

Причём вместе с платформой псевдокроссовер получил и полностью алюминиевый двигатель 1.6, знакомый россиянам по Nissan Sentra/Tiida. Но если на японских машинах он выдаёт 116 л.с., то на XRAY – 110 л.с. Работает он в паре с французской механической коробкой передач, так что рентгеновская Lada (а XRAY по-английски как раз «рентгеновские лучи») – почти французская машина.

Дорожный просвет XRAY составляет 195 мм с 15-ти и 16-дюймовыми колёсами, а в новой топовой версии Luxe Prestige благодаря 17-дюймовым дискам он вырастает ещё на 4 мм. Правда, все цифры тольяттинцы традиционно приводят для незагруженной машины.

Собственно от того, какой именно путь окажется наиболее успешным, во многом и зависит судьба «АвтоВАЗа». В случае провала Vesta и XRAY доказать необходимость сохранения инженерной базы и инвестиций в разработку собственных моделей будет сложно. У Vesta пока всё неплохо – модель ворвалась в Топ-5 самых популярных машин страны по итогам продаж в отдельных месяцах, а вот XRAY пока буксует – по итогам ноября модель заняла лишь 16 место с результатом в 2 175 проданных машин. Sandero предпочёл на 631 покупателя больше. Что мешает приподнятой Lada, и какой XRAY лучше выбрать?

Несмотря на то, что XRAY на конвейере всего год, в Тольятти уже не раз меняли наполнение комплектаций. Например, камера заднего вида раньше входила в комплектацию Luxe, а теперь – в Luxe Prestige.

Колобок

Несмотря на то, что XRAY продаётся уже почти год, в столице машина ещё не примелькалась, а любое появление в местах скопления работного люда и вовсе вызывает фурор. Во время съёмок на «Даниловской мануфактуре» убиравшие снег гастарбайтеры облепляли Lada, как осы черешню. Вместе с тем назвать XRAY красавцем язык не поворачивается – машина кажется узкой и высокой, а колёса теряются в мускулистых арках. Недаром этой осенью в продаже появилась комплектация с более крупными 17-дюймовыми колёсными дисками.

Камера заднего вида на отечественной машине? Привыкайте! Увы, глазок объектива ничем не защищён и достаточно быстро пачкается. Приходится протирать.

Тот же Sandero, не говоря уже о красавице Vesta, выглядит гармоничнее. Вместе с тем в деталях XRAY интересен. Выштамповки на боковинах, бумеранги задних фонарей, хромированные дуги икс-лица и название модели внутри фар, – такими Lada ещё не были. А вот дневные ходовые огни над фарами отсылают нас к классической «Ниве», которую Стив Маттин считает одним из лучших образцов промышленного дизайна третьей четверти XX века.

В интерьере почти ничто не выдаёт Renault. Лишь в богатых версиях с французской мультимедиа-системой родство бросается в глаза. Увы, в отличие от французских машин, XRAY на морозе при проезде неровностей порой поскрипывает панелями интерьера.

Французское наследство

Интерьер XRAY хоть и выполнен в той же стилистике, что и салон Vesta, но отличается в деталях. И дело не только в несколько иной архитектуре центральной консоли, но и в большом количестве деталей от Renault. Тут французские подрулевые переключатели, синий дисплей бортового компьютера в правом «колодце» панели приборов, мультимедиа-система, как у второго поколения Logan, Sandero и Duster, а также главный номер программы – кнопки включения подогрева сидений у основания сидений. Мало того, что они расположены в совершенно слепой зоне, так ещё и лишены какой-либо индикации! Понять, включен ли подогрев - можно лишь на ощупь. Либо пальцами, либо поджаривающейся пятой точкой.

Передние сиденья радуют хорошей боковой поддержкой, вот только более крупному водителю тут будет тесновато. В обшивке сидений используется сразу три материала, и они удивительным образом гармонируют друг с другом – вкус Стиву Маттину не изменил.

Самое удивительное, что многое из наследия французской платформы раздражает, ведь в Vesta то же самое реализовано куда удачнее. У седана в нормальном месте расположены кнопки включения подогрева, а электрообогрев лобового стекла можно включить отдельно от его обдува. Гнёзда USB и AUX расположены рядом с полочкой для мелочёвки, где можно удобно положить телефон, в то время как у XRAY провода тянутся с самой верхушки консоли, поэтому на машине с МКП их регулярно задеваешь. Кнопка отключения парктроников у хэтчбека расположена под ручником. Но есть претензии и посерьёзнее.

Сзади очень много места для головы и хватает пространства для ног. Ступни можно просунуть под впереди стоящие кресла. Единственный минус – довольно жёсткая нижняя часть задника кресел из-за чего в долгой дороге могут заболеть голени.

Например, руль расположен слишком отлого, и что вкупе с отсутствием регулировки по вылету не позволяет подобрать оптимальную посадку. Мне с ростом в 186 см не хватило одного-двух щелчков салазок, да и приборы пришлось чуть перекрыть, опустив руль вниз. Но от французских машин XRAY взял не только плохое – та же мультимедиа-система понравилась мне больше. У неё немного мультяшная графика, но логика интерфейса образцовая, отклик на прикосновение мгновенный, а навигация предупреждает о камерах.

У щитка приборов XRAY есть целый ряд минусов. Например, тут не только нет шкалы температуры охлаждающей жидкости, но даже сигнализатора прогрева. Синий цвет подсветки дисплея бортового компьютера режет глаз, а с включенными фарами вечером не хватает подсветки.

А ещё тут совершенно чудесный Bluetooth. Помимо того, что он поддерживает потоковое воспроизведение музыки, так ещё и микрофон у системы hands-free очень чуткий – по телефону разговаривать одно удовольствие. Бортовой компьютер немного раздражает синим свечением экрана, но зато выдаёт массу полезной информации. Например, сколько топлива вы потратили с последней заправки, что крайне полезно.

Мультимедиа-система радует не только логичным интерфейсом, но и приятным звуком шести динамиков. Правда, снаружи музыку слышно едва ли не лучше, чем внутри.

Собственная гордость

К счастью, хоть некоторые из минусов платформы B0 удалось решить. Например, у XRAY куда более компактный и приятный на ощупь руль, а сиденья – не по-французски плотные и с неплохой боковой поддержкой. Лично мне нравятся и новые приборы Lada в стиле Ford Fiesta, хотя многие их и критикуют за излишнюю мультяшность. Как минимум они не такие отлогие, как на Sandero, и почти не бликуют. Удобнее и блок управления климатом. Ещё веселее на втором ряду – места в достатке и для ног, и для головы, а по ширине легко поместятся трое. Справедливости ради нужно отметить, что в Vesta места для ног всё же больше. А ещё у хэтчбека Lada совершенно замечательный багажник.

Мало того, что для XRAY доступна камера заднего вида, редко встречающаяся в классе, так у её объектива ещё и прекрасное разрешение! Картинка чёткая и ясная даже ночью. Единственное, на что можно посетовать – статическая разметка.

Помимо того, что сам по себе он достаточно велик, так ещё и по продуманности и аккуратности исполнения даст фору многим багажным отделениям машин именитых брендов. Тут есть и двойное дно, и петли на фальшполу, и крючки на стенках, и подсветка, и розетка на 12 вольт. Причём подполье столь велико, что туда поместился и набор автомобилиста, и компрессор, и щётка, и канистра с незамерзайкой, и тряпки... Надо лишь учитывать, что подполье не одинаковой высоты – ближе к бамперу оно выше. Ещё один минус подполья – отсутствие какого-либо крепления у фальшпола. То есть если установить его немного криво или положить в подполье что-то объёмное, из-за чего фальшпол приподнимется, то громыхания в багажнике не избежать. Для полного счастья не хватает лишь сеточек. Впрочем, сетка на пол есть в фирменном каталоге аксессуаров и стоит... 979 руб. Всем бы такие цены!

Объём багажника составляет 361 литр. Это больше, чем у Renault Sandero (320 л), но меньше, чем у хэтчбека KIA Rio (380 л). Но если учитывать объёмное подполье, то Lada не отстанет и от корейского хэтчбека.

Подкидыш

Если в интерьере XRAY, несмотря на отдельные проколы, в целом взял много хорошего как от Lada, так и от Renault, то на ходу всё не так весело. Кажется, в процессе превращения машина застряла где-то посередине между Парижем (а если быть честным, то Бухарестом) и Тольятти. То хорошее, чем славится парочка Logan/Sandero, псевдокроссовер растерял, а то, чем славится та же Vesta, не приобрёл. Энергоёмкость подвески хороша, но до уровня соплатформенных Renault не дотягивает, да и голосит подвеска на неровностях изрядно. Руль пустоват в нуле и при малых углах поворота, а более-менее внятное усилие появляется лишь при большом его повороте.

В подполье можно спрятать все мелочи, необходимые в пути, вроде тряпок, щёток и компрессора. Нужно лишь помнить, что подполье сужается ближе к дивану, поэтому крупные вещи лучше класть ближе к бамперу.

Тормоза задемпфированы сильнее, чем у Vesta, а АБС срабатывает рановато. Хорошо хоть граница её срабатывания отлично ощущается и вернуться к торможению без АБС можно, чуть приподняв ногу с педали. На скользком покрытии отлично ощущается недостаточная поворачиваемость XRAY – заправить машину в поворот под сброс газа решительно невозможно. Да и с проходимостью всё не слишком весело. Возможность отключать ESP появилась на модели лишь к концу 2016 года, а на наших машинах двигаться с пробуксовкой было невозможно. В итоге на крутых подъёмах, в снегу и на льду XRAY подчас беспомощен. И это, братцы, фэйл!

Двигатель 1.6 на нашем XRAY – уже не устанавливающийся на Lada полностью алюминиевый Renault-Nissan H4M/HR16DE, который на хэтчбеке выдаёт 110 л.с. У него цепной привод ГРМ, изменяемые фазы газораспределения на впуске, и отсутствуют гидрокомпенсаторы.

Зачем покупать приподнятый хэтчбек с кроссоверными амбициями, если на нём нельзя безбожно валить по разбитой грунтовке или лазать по заснеженным лесным дорожкам? Ещё две проблемы, характерные для всех детей платформы B0 – это удары, приходящиеся на руль при проезде неровностей, и мгновенно пачкающиеся боковые стёкла. Так что получается: XRAY – это провал? Вовсе нет, ведь функцию отключения ESP можно получить и на уже купленной машине, а подвеска проигрывает только на фоне бюджетных моделей Renault – любой китайский или корейский автомобиль и не мечтает о такой подвеске. Ну да, вне асфальта скорость приходится сбрасывать с 70 до 40 км/ч, но ведь остальные и вовсе не позволяют разогнаться быстрее 20 км/ч.

Двигатель 1.8 создан на базе 1.6-литрового двигателя. Благодаря новому коленвалу ход поршня вырос с 75,6 мм до 84 мм, что и дало рост рабочего объёма. Но это в свою очередь потребовало больших изменений в головке блока, впуске и выпуске. В разработке тольяттинцам помогали британцы из Ricardo.

Лучшее предложение

Мне кажется, что несколько смазанные впечатление от XRAY связаны с тем, что псевдокроссовер вышел на рынок после Vesta, а не перед ней. И если седан собрал исключительно положительную прессу и отзывы, то XRAY на её фоне смотрится слабее. При этом приподнятая Lada в действительности не проигрывает ни по одному из показателей. Сравни XRAY с любым китайцем, и он победит, что называется, за явным преимуществом. Если оставить за скобками Sandero с совсем уж феноменальной подвеской, то никто из конкурентов такой плавности хода и энергоёмкости не предлагает. Тормоза более чем адекватные, да и динамики хватает и в городе, и на автостраде, и при обгонах с выездом на встречную полосу.

Французская коробка уступает агрегату собственной разработки в точности и короткоходности, зато вообще не издаёт никаких звуков. Собственно, поэтому Бу Андерссон в своё время и принял решение использовать именно эту механику.

Многострадальный «робот» АМТ, о который было сломано столько копий особо не раздражает, если ехать спокойно. Да, каждое переключение сопровождается паузой и заметным клевком, но терпеть это можно. Настоящие проблемы начинаются, когда едешь динамично. Когда двигатель работает на высоких оборотах и тяги много, «робот» откровенно не справляется: паузы становятся бесконечными, а включения следующей передачи – ударными. Нет, терпеть такое решительно нельзя, поэтому если хотите шустрить, – переходите в ручной режим. В этом случае можно синхронизировать момент переключения со сбросом газа, что частично решает проблему.

«Робот» АМТ построен при помощи специалистов ZF, которые разработали для агрегата актуаторы и программное обеспечение. Но в основе – механическая коробка собственной разработки, поэтому привычный гул на второй передаче никуда не делся.

Но отсутствие нормального автомата – это по-прежнему едва ли не главный минус нового поколения машин из Тольятти. И поэтому если б мне предложили к тем 744 000 руб., что стоит XRAY с АМТ, добавить ещё 25 000 руб. сверху за 4-ступенчатый японский автомат Jatco, который ставится на Datsun, я бы согласился не думая. Что касается механики, то на XRAY, как и на Vesta, выпускавшиеся на протяжении большей части 2016 года, установлена французская коробка Renault JH3. С одной стороны, она уступает агрегату ВАЗ-21807 собственной разработки и в чёткости переключения, и в короткоходности, но с другой, ничего криминального в её работе нет – это не отвратительная «пятиступка» Peugeot. Да и не нужны XRAY с его спокойным характером практически спортивные переключения тольяттинской механики.

Даже на скользком покрытии Lada едет передком. Даже если добавить, а затем бросить газ, задняя ось не уйдёт в скольжение – недостаточная поворачиваемость сменится нейтральной. Безопасно и очень по-европейски, но Vesta куда интереснее.

Поэтому выбирая коробку передач, я бы всё же остановил свой выбор на хэтчбеке с МКП. Да, судя по паспортным данным, он немного медленнее и прожорливее, но субъективно машина воспринимается динамичнее. Кстати, на Vesta французский агрегат уже уступил место коробке собственной разработки в рамках борьбы за снижение издержек. Ждёт ли та же судьба XRAY? Что касается двигателя, то тут не всё так однозначно. Старший мотор выдаёт 122 л.с. и 173 Нм, а франко-японский 1.6 – 110 л.с. и 150 Нм. Разгон до 100 км/ч у XRAY с этими моторами занимает 10,3 и 10,9 с соответственно, а расход топлива с АМТ лишь на 0,1 л меньше (6,9 против 6,8 л/100 км). Казалось бы, бери 1.6 с механикой и не думай. Но этот мотор уже не предлагается!

Пожалуй, главный сюрприз, который XRAY принёс в движении – великолепная для машины этого класса шумоизоляция. Колёс почти не слышно, а звук двигателя хоть и заметен, но не вызывает раздражения – тембр обоих моторов приятный.

Машины с франко-японским двигателем ещё можно найти у дилеров (например, наш хэтчбек мы получили с пробегом менее 600 км), но вероятнее всего выбирать придётся между 1.8 и тольяттинским 1.6, который выдаёт 106 л.с. и 148 Нм. С ним хэтчбек на 1,1 с медленнее и на 0,3 л/100 км прожорливее, но покупая XRAY, я всё равно остановил бы свой выбор на машине с механикой. АМТ – выбор тех, кто никогда не ездил на машине с нормальным автоматом, либо совсем никуда не торопится. Кстати, недавно в этом уравнении появилось ещё одно неизвестное – XRAY 1.8 c механикой. Такой автомобиль на 1 секунду быстрее машины с 1.6 и на 0,5 с – с «роботом». В теории большая тяга старшего силового агрегата позволяет реже переключаться и увереннее чувствовать себя в городе. Но это в теории, а что на практике – проверим в ближайшее время.

Как же много значат шины! Наши XRAY были обуты в недешёвые покрышки Bridgestone VRX. Тихие, мягкие, обладающие прекрасными сцепными свойствами на снегу – хорошие впечатления от машин во многом их заслуга.

Что касается сравнения XRAY с конкурентами, и в первую очередь с Sandero, то тут всё ровно так же, как и с Vesta. Хэтчбек Lada элементарно дешевле при прочих равных. За те же деньги у Renault будет или менее мощный мотор, или не будет парктроников, ESP, навигации и обогрева лобового стекла. Но и тут есть нюанс. Если Vesta действительно сильно дешевле корейских и немецких седанов, то разница между хэтчбеком Lada и Renault – всего несколько десятков тысяч рублей. К тому же в арсенале Sandero есть классический автомат, пусть и с дурной репутацией. Но, если честно, мне кажется, что XRAY просто нужно время, чтобы раскрутится. Потому что машина у Lada, несмотря на все "но" получилась достаточно удачная. Ну а то, что Vesta лучше, так это тоже приятно. Может, в руководстве альянса и дальше будут позволять разрабатывать машины с нуля?

Технические характеристикиLada XRAY 1.6 MTLada XRAY 1.6 MTLada XRAY 1.8 AMT
Тип двигателяБензиновый, с распредленным впрыском топливаБензиновый, с распредленным впрыском топливаБензиновый, с распредленным впрыском топлива
Рабочий объём, см³1 5981 5961 800
Число цилиндров444
Число клапанов161616
Макс. мощность, л.с./об/мин110106/5 800122/6 000
Макс. момент, Нм/об/мин150/5 500148/4 000173/3 600
ТрансмиссияМеханическая, пятиступенчатаяМеханическая, пятиступенчатаяРоботизированная, пятиступенчатая
Тип приводаПереднийПереднийПередний
Передняя подвескаНезависимая, пружинная, McPhersonНезависимая, пружинная, McPhersonНезависимая, пружинная, McPherson
Задняя подвескаПолузависимая, пружинная, торсионная балкаПолузависимая, пружинная, торсионная балкаПолузависимая, пружинная, торсионная балка
ТормозаПередние дисковые вентилируемые и задние барабанныеПередние дисковые вентилируемые и задние барабанныеПередние дисковые вентилируемые и задние барабанные
Габариты (ДхШхВ), мм4 165х1 764х1 5704 165х1 764х1 5704 165х1 764х1 570
Колёсная база, мм2 5922 5922 592
Дорожный просвет, мм195195195
Снаряженная масса, кг1 1901 1901 190
Максимальная скорость, км/ч171176183
Разгон до 100 км/ч, с10,311,410,9
Расход топлива (комб.), л/100 км6,97,26,8
Объём багажника, л361 – 1 207361 – 1 207361 – 1 207
Объём топливного бака, л505050
Размер шин195/65 R15195/65 R15195/65 R15
Цена, руб.не продаётсяот 589 000от 694 000
Текст и фото: Антон Ширяев
Тест-драйвы
Двигатели
ВАЗ (Lada)
XRAY
Материалы по теме
XRAY лишился мотора Nissan
13:15, 29 июня 2016
XRAY будет стоить от 589 тысяч
07:47, 29 янв. 2016
Lada XRAY Optima: теперь с кондиционером
14:35, 10 нояб. 2017
Vesta и XRAY не угоняют
10:35, 27 окт. 2016
Материалы по теме
XRAY лишился мотора Nissan
13:15, 29 июня 2016
XRAY будет стоить от 589 тысяч
07:47, 29 янв. 2016
Lada XRAY Optima: теперь с кондиционером
14:35, 10 нояб. 2017